Гроссмейстер Сергей Карякин: Думаю, Ян Непомнящий винит в первую очередь самого себя. Шансы в борьбе за мировую корону были огромные
Гроссмейстер Сергей Карякин: Думаю, Ян Непомнящий винит в первую очередь самого себя. Шансы в борьбе за мировую корону были огромныеСергей Карякин — о настоящем и будущем российских шахматНиколай ДолгополовКогда страсти по поводу неудачного для нас матча за шахматную корону между Яном Непомнящим и Дин Лижэнем (КНР) несколько улеглись, пришло время дать спокойную и взвешенную оценку случившемуся. Мы попросили сделать это гроссмейстера Сергея Карякина:Нашим гроссмейстерам растет достойная смена, в том числе и в Луганске, где Сергей Карякин провел сеанс одновременной игры. / РИА Новости
— Матч был очень сложный. Если говорить по-шахматному, то шел он с преимуществом Непомнящего. Но, к сожалению, в спорте случаются самые разные неожиданности. Бывает, один шахматист ведет в счете, играет лучше, а побеждает — другой.
Выделю несколько важных моментов. Матч — суперрезультативный, чего не было в подавляющем большинстве прошлых поединков. Например, когда я играл с Магнусом Карлсеном, было всего лишь две результативных партии, а когда Карлсен встречался с американцем Фабиано Каруаной — ни одной. А здесь — сразу шесть! И могло бы быть еще больше.
Обращу внимание: Непомнящий был лучше подготовлен. Его команда проделала большую работу. Это неудивительно, потому что Ян готовился и к прошлому матчу на первенство мира, и к двум турнирам претендентов, в которых он сыграл за два года. Поэтому его преимущество в дебюте было абсолютно ожидаемо. И когда Ян выиграл вторую партию матча, я подумал, что он наверняка фаворит. Ведь сделал то, чего не удалось ему против Карлсена. Знаю, и это логично, что для Яна было очень важно победить первым. И он действительно захватил инициативу. Но Дин Лижэнь раз за разом отыгрывался, возвращался из тяжелой матчевой ситуации.
Самые ключевые моменты — это 12-я партия, когда Ян лидировал — плюс один, играл черным цветом и пару раз в этой партии у него была выигрышная позиция. Если бы победил, это была бы решающая партия всего матча, вел бы плюс два и ему было бы достаточно набрать пол-очка в двух оставшихся. И нет у меня сомнений, что матч завершился бы досрочно. К несчастью для Яна, он этот важнейший момент упустил. Более того, партию проиграл, чего не стоило делать ни в коем случае. Даже сыграй он вничью, Дину пришлось бы очень сложно отыгрываться. А тут Лижэнь почувствовал: шансы есть.
Сергей Карякин: Думаю, Ян Непомнящий винит в первую очередь самого себя. Шансы в борьбе за мировую корону были огромные
Еще один ключевой момент — в 14-й партии. Ян вновь играл черными и вновь переиграл грозного соперника. Тут у него был один, даже два шанса победить. У Непонящего очень хорошая эндшпильная техника, и в другое время, в другой ситуации он бы наверняка эту партию выиграл. Но нервы были на пределе, ситуация сложнейшая для хода всего матча — выигрываешь одну партию и ты — чемпион мира. Ответственность стала сильно довлеть. Лижэнь как мог выкручивался и в итоге таки выкрутился. На самом деле удача была, безусловно, на стороне Дина.
Потом соперники перешли в быстрые шахматы, а это уже некая лотерейная часть. И тут важно не только то, что все идет очень быстро, а что перед этим весь матч соперники провели в классике. Надо поскорее перестраиваться, переходить на новый ритм. По себе знаю, что это исключительно сложно. Но и тут Ян все равно оставался фаворитом. В быстрых шахматах у него большой опыт и немалое преимущество в их предыдущих с Дином противостояниях. Однако никаких гарантий уже никто дать не мог. Первые две партии складывались традиционно с превосходством Яна. Причем во второй у него был очень большой перевес. Но поспешил, и Дин выкрутился. Потом третья шла достаточно спокойно — ничья. А четвертая партия, где Лижэнь играл черным цветом, была очень сложной, с переменными шансами: в какой-то момент перевес у китайского гроссмейстера, потом — у Яна. Затем положение стало ничейным, все ожидали повторения ходов, думали, предстоит уже дополнительный тай-брейк. И в этот момент Лижэнь решил рискнуть, отказался от ничьей. У обоих оставалось приблизительно по две минуты. И Ян дрогнул. Сказалось напряжение, достигло оно кульминации. Непомнящий ошибся, и несколько раз. А Дин Лижэнь довел партию и матч до победы.
Ну, конечно, можно долго рассуждать на тему, что Яну не повезло. С другой стороны, все карты были у него в руках. Думаю, он винит в первую очередь самого себя. Шансы были огромные.
Можно сказать и по-иному: в течение всего цикла розыгрыша звания чемпиона мира Дину Лижэню, как говорится, везло как первому призеру…
Сергей Карякин: Безусловно. А начало везти даже раньше. Он же попал в турнир претендентов из-за моего отстранения: я прошел отбор, а меня дисквалифицировали за мою позицию — гражданскую, с шахматами вообще никак не связанную. У Лижэня была еще одна ситуация. Ему надо было сыграть фактически 30 партий за месяц, чтобы его могли номинировать. Китайская шахматная федерация очень быстро организовала необходимые турниры. Впрочем, после моего отстранения я уже ничему не удивляюсь.
Дин попал в турнир претендентов в самый последний момент. И начал он очень плохо, проиграл личную встречу Яну. Потом уступил, насколько помню, еще в одной партии, шел в минусе и ничто не предвещало, что он сможет отобраться. Но китайский гроссмейстер принялся выигрывать партию за партией. Удача была однозначно на его стороне. Достаточно вспомнить его парию с Фабиано Каруаной, когда американец всю партию стоял лучше, пытался найти выигрыш. Но проиграл на ровном месте. Бывает, видимо, что человеку суждено чего-то добиться и к нему Бог благоволит.
Бывает. Голландец Макс Эйве вот так же выиграл в 1935 году у Александра Алехина и стал чемпионом мира. Везение.
Сергей Карякин: В какой-то степени — да.
Отметим все же, что Дин Лижэнь, которому сопутствовала удача, умел в нужные моменты концентрироваться, держал себя в необходимым тонусе, возвышался над обстоятельствами.
Сергей Карякин: Безусловно! И в этом смысле очень показательна история, случившаяся на турнире в норвежском Ставангере. Пошли мы гулять с моим тренером Денисом Хисматуллиным и видим: сидит Дин на земле, рядом валяется его велосипед, а он показывает нам знаками и объясняет на ломаном английском, что с него он упал. Но все нормально, и никакая помощь ему не нужна. Мы пошли дальше, забыли про эту историю. На следующий день — выходной. А китаец еле-еле передвигает ноги, видно было, что ему очень-очень тяжело. Но тем не менее Дин мужественно все выдержал, был с нами, с организаторами. А на следующий день, к сожалению, выбыл: врачи диагностировали перелом бедра.
Боль же дикая.
Сергей Карякин: Получил тяжелейшую травму, долго после нее восстанавливался. История для Дина неприятная, но лишний раз показывает, что человек он исключительно волевой и смелый.
Таким проявил себя и в матче.
Сергей Карякин: Несгибаемый боец. Хоть в министры обороны. А без шуток — китайская сила воли и духа.
И теперь в мире шахмат — новая ситуация. Магнус Карлсен долгие годы был сильнейшим. Сегодня, несмотря на все попытки вернуть корону в Россию, чемпион — Дин Лижэнь. Как вы оцениваете перемену мест на пьедестале?
Сергей Карякин: Высоко ценю китайскую шахматную школу. Победа Дина привлечет к игре немало шахматистов. Если они всерьез возьмутся за эту игру, то лет через пять-десять будут занимать все больше мест на пьедесталах.
А как все-таки будет складываться в шахматах сейчас, где наши 11 раз выигрывали корону?
Сергей Карякин: Наш переход в Азиатскую федерацию шахмат достаточно символичный. Здесь в первую очередь политический момент. В Европе к россиянам относятся плохо. А парадокс, или, хотите, суть, в том, что азиатская шахматная школа сейчас сильнее. Китай, Индия, а есть еще Узбекистан, Казахстан… Вот где растет плеяда молодых шахматистов, которые могут со временем попытаться вытеснять представителей других континентов. В Азии много турниров. А что касается нас, то Россия — страна с глубокими шахматными традициями. Но, во-первых, в развитии, это надо признать, мы несколько отстаем. Во-вторых, с переходом в Азию надо проводить, насколько это максимально возможно, шахматные турниры с участием иностранных спортсменов. В-третьих, поддерживать молодых. Я таких вижу. На освобожденных территориях, к примеру, в Донецке, играл с мальчиком — талантом чемпионского масштаба. Его, всех молодых необходимо поддерживать.
И здесь возникает вопрос. Начнется новый цикл. Наверняка на турнир претендентов будут отбираться на Кубках мира, на Гран-при… Но как туда попасть шахматистам, которые хотят играть не под нейтральным, а под своим российским флагом?
Сергей Карякин: Вопрос правильный. Я не раз говорил: участие под другими флагами неприемлемо. Ситуация сложная. ФИДЕ от решения, скорее всего, устранится. Скажут, что мы и так делаем все, что можем, россияне могут участвовать под флагом ФИДЕ, под нейтральным флагом.
Но в чем тогда смысл? Всего лишь в том, что я хочу играть под флагом своей страны, в которой живу и за которую выступаю. Здесь вопрос открытый. Как будут развиваться события, не знаю. В любом случае Кубок мира в дружественном нам Азербайджане уже совсем скоро. Я бы там с удовольствием сыграл, в Кубках мира у меня хорошие результаты. В прошлый раз, в Сочи, дошел до финала, до этого выигрывал Кубок мира в том же Баку в 2015-м. А вопрос флагов — очень важен. Руководство ФИДЕ, проявив определенную политическую волю, могло бы стать на сторону российских шахматистов. Все же, хочется надеяться, что с переходом в Азию возможности для участия в крупнейших турнирах у нас расширятся.
Давайте перейдем к делам внутренним. Сравнительно недавно вы возглавили Федерацию шахмат Московской области. Чего удалось добиться за короткое время?
Сергей Карякин: Благодарю всех делегатов, за меня проголосовавших. В прошлом руководстве состояли очень хорошие люди. Но не очень активные. Не выстроены отношения ни с областным минспортом, ни со спонсорами, бюджет фактически нулевой. Так что впереди огромная работа по созданию структуры федерации, по привлечению финансовых средств для организации хороших турниров. Сейчас девять наших команд — мужские, женские, юношей и девушек до 15 лет — благодаря поддержке минспорта Московской области и спонсорам поехали на чемпионаты и первенства России в Сочи. Собрали сильный состав, в делегации больше 60 человек. Как итог проделанной в кратчайшие сроки работы — сразу пять наших заняли призовые места! В Премьер-лиге мужская команда, за которую я выступал на первой доске, завоевала бронзовые медали. В Высшей лиге такими же наградами порадовала команда Областной гимназии имени Примакова. Юноши до 15 лет в упорнейшей борьбе сумели пробиться на второе место. А в женском чемпионате сразу две команды Московской области попали на пьедестал и завоевали серебряные и бронзовые медали. Для нас это блестящие результаты! Летом состоится Кубок губернатора: в турнире смогут участвовать и взрослые, и дети. С удовольствием сыграю с победителями в сеансе одновременной игры.
Тоже хороший стимул.
Сергей Карякин: Планируем изменить структуру проведения школьного турнира «Белая ладья» и других соревнований на местах. Громких обещаний давать не буду, а постараюсь делать для развития шахмат все, что в моих силах.
Вы упомянули о талантливом мальчике, с которым встретились в Донецке. Если не ошибаюсь, недавно вы побывали на Донбассе в качестве своеобразного шахматного посла?
Сергей Карякин: На Донбасс я ездил в этом году несколько раз и собираюсь поехать еще. Если о последней поездке, то вместе с руководством Федерации шахмат Свердловской области мы планируем помогать развитию игры в этом регионе. Привезли в Луганск и Донецк комплекты шахмат: часов и фигур. Пусть шахматистам будет на чем играть. Надеемся провести детский турнир. Есть и другие планы. В любом случае будем стараться возрождать шахматную жизнь на Донбассе. Регион мне дорог, я там три года жил. Вместе с исполнительным директором Федерации шахмат Свердловской области Альбертом Степаняном встречались с временно исполняющим обязанности главы ДНР Денисом Пушилиным. Инициативы наши он обещал поддерживать.
Российская газета — Федеральный выпуск: №103(9048)
Источник: Российская газета