Китайский гроссмейстер заслужил титул чемпиона, а Непомнящий упустил свой шанс

Китайский гроссмейстер заслужил титул чемпиона, а Непомнящий упустил свой шансАнна КозинаРоссийский гроссмейстер Ян Непомнящий проиграл китайцу Дин Лижэню в матче за звание чемпиона мира. По итогам основной части матча в классические шахматы счет в противостоянии был равный — 7:7. Так что победитель определился на тай-брейке в быстрые шахматы. Первые три партии закончились вничью. В концовке четвертой Непомнящий, игравший белыми фигурами, допустил ошибку, что привело к перевесу черных. Дин Лижэнь сумел его сохранить и реализоватьИ Непомнящий, и Дин - молодцы, что сыграли такой интересный, зрелищный и драматичный матч.И Непомнящий, и Дин — молодцы, что сыграли такой интересный, зрелищный и драматичный матч. / РИА Новости

Непомнящий не смог вернуть шахматную корону в Россию, а Дин Лижэнь стал семнадцатым чемпионом мира и первым шахматистом из Китая, которому удалось завоевать этот титул.

Тай-брейк все называют лотереей, но китайскому гроссмейстеру не просто повезло, он заслужил победу. Такое мнение в разговоре с корреспондентом «РГ» высказал Сергей Долматов — советский и российский шахматист, гроссмейстер и тренер, который был наставником 14-го чемпиона мира Владимира Крамника.

Сергей Викторович, что можете сказать о противостоянии Непомнящего и Дина?

Сергей Долматов: Матч был, безусловно, полезен для шахмат. Даже не для участников, а именно для шахмат. Это можно точно сказать. Он был очень зрелищный, что не ожидалось никем, очень драматичным, и, мне кажется, это подняло интерес к самой игре. А это очень важно. Ведь последние матчи на первенство мира были скучными, проходили вяло. Даже профессионалам они были неинтересны, на мой взгляд. Я, например, их не смотрел. А в этом матче я следил за каждой партией. Даже жалко, что все закончилось. Хотелось продолжения, потому что каждый день — неизвестность, непредсказуемые результаты. И вот это было захватывающе.

Конечно, жаль, что Ян проиграл. Но он упустил свои шансы, а их у него было предостаточно в основной части с классическим контролем времени. Что касается быстрых шахмат, то для рапида оба гроссмейстера играли очень хорошо. Но Дин Лижэнь оказался чуть сильнее, чуть удачливее.

Считается, что на тай-брейке все решает фортуна. Значит, китайцу снова повезло, как это было и с его историей попадания на матч?

Сергей Долматов: Дин и в турнир претендентов попал только потому, что Сергея Карякина дисквалифицировали, не пустили туда из-за его высказываний. В матче Лижэнь тоже не должен был играть, так как стал вторым. Турнир выиграл Непомнящий. Но Магнус Карлсен отказался защищать свой титул. Снова удача улыбнулась. Но что касается тай-брейка, не могу сказать, что китайцу повезло. Он заслужил эту победу. За доской встретились два равных шахматиста. Было много результативных партий. У каждого были трудные ситуации, причем постоянно: отыгрался, счет сравнял и опять проиграл. После поражений трудно возвращаться в матч. А они это делали не по одному разу. Казалось, что Ян уже выиграл матч в классике, а тут он проигрывает партию. Какой сильный по психике удар. Я думал, что он на быстрые шахматы вообще может не собраться. Могло закончиться за явным преимуществом китайца. У того подъем, а у Яна, наоборот, спад. Но они оба молодцы. Им удавалось собираться. Хотя, надо отметить, что в серьезные шахматы они играли слабо. А вот для рапида играли очень хорошо.

Есть мнение, что несправедливо определять чемпиона мира по классическим шахматам на тай-брейке в рапид. Что думаете?

Сергей Долматов: Чемпион мира должен быть определен. Если не сменить регламент, играть до первой победы, то матч может быть вообще бесконечным. Тут невозможно предложить альтернативу. Либо жребий бросать просто. Уж лучше по такой системе, с изменением контроля времени, чтобы чемпиона выявить в спортивной борьбе.

Дин Лижэня корона должна вдохновить на новые победы?

Сергей Долматов: Не думаю, что что-то такое будет. Пришло время молодых. Кто-то выстрелит из нового поколения. Очень много сильных, талантливых, перспективных гроссмейстеров на подходе. К сожалению, никого из наших шахматистов нет. Да и китайцев тоже. Это азиатские шахматисты — из Индии, Узбекистана. Был еще иранец Алиреза Фируджа, который перешел под флаг Франции. Но были слухи, что он бросил шахматы. В общем, молодые будут управлять всем. Будет смена поколений.

А ведь еще нужно выдержать сравнения с Магнусом Карлсеном…

Сергей Долматов: Не вижу тут проблем. Почему-то многие пытаются придать какой-то дополнительный эффектный ореол званию чемпиона мира. Не понимаю этого. Ни в одном виде спорта такого нет. Возьмем легкую атлетику, бег на сто метров. Сильнейший в этом виде — рекордсмен мира. Но это не означает, что он непременно будет чемпионом мира. Карлсен — сильнейший: и по рейтингу, и долго удерживал титул, и имя себе создал. Ну и что? А Дин Лижэнь чемпион мира. Даже если бы Карлсен участвовал в матче и проиграл, он не перестал бы быть сильнейшим шахматистом мира. Это не первый случай. Например, Макс Эйве обыграл Алехина, который нарушал режим. Через два года Алехин вернул себе титул. Не вижу противоречий. Дин Лижэнь выиграл матч, стал чемпионом. Все честно.

1,1 миллиона евро получил за победу Дин Лижэнь. Призовые Яна Непомнящего — 900 тысяч. Из-за тай-брейка чемпиону досталось 55, а не 60 процентов от общей суммы

Но оба гроссмейстера — и Непомнящий, и Дин — молодцы, что сыграли такой матч, который захватил внимание всего мира — профессионалов, любителей, журналистов.

Официально

Федерация шахмат России (ФШР) — первая среди всех отечественных спортивных организаций — с 1 мая официально стала полноправным членом Азиатской шахматной федерации (АШФ), благодаря чему наши спортсмены смогут принимать участие в большом количестве крупных международных соревнований. Кроме того, у России появится возможность организовывать важнейшие турниры азиатского календаря в нашей стране.

Российская газета — Федеральный выпуск: №94(9039)

Источник: Российская газета