Сергей Карякин: Думаю, Ян Непомнящий винит в первую очередь себя
Сергей Карякин: Думаю, Ян Непомнящий винит в первую очередь себяНиколай ДолгополовКогда страсти по поводу неудачного для нас матча за шахматную корону между Яном Непомнящим и Дин Лижэнем (КНР) несколько улеглись, пришло время дать спокойную и взвешенную оценку случившемуся. Мы попросили сделать это гроссмейстера Сергея Карякина:Сергей Карякин. / Сергей Петров/NEWS.ru/TACC
— Матч был очень сложный. Если говорить по-шахматному, то шел он с преимуществом Непомнящего. Но, к сожалению, в спорте случаются самые разные неожиданности. Бывает, один шахматист ведет в счете, играет лучше, а побеждает — другой.
Выделю несколько важных моментов. Матч — супер результативный, чего не было в подавляющем большинстве прошлых поединков. Например, когда я играл с Магнусом Карлсеном, было всего лишь две результативных партии, а когда Карлсен встречался с американцем Каруаной — ни одной. А здесь — сразу шесть! И могло бы быть еще больше.
Обращу внимание: Непомнящий был лучше готов. Думаю, его команда проделала большую работу, но это и неудивительно, потому что Ян готовился и к прошлому матчу на первенство мира, и к двум турнирам претендентов, в которых он сыграл за два года. Поэтому его преимущество в дебюте было абсолютно ожидаемо. И когда Ян выиграл вторую партию матча, я подумал, что он наверняка фаворит. Ведь сделал то, что не удалось ему против Карлсена. Знаю, и это логично, что для Яна было очень важно победить первым. И он действительно захватил инициативу. Но Дин Лижэнь раз за разом отыгрывался, возвращался из сложной, тяжелой матчевой ситуации.
Самые ключевые моменты — это 12-я партия, когда Ян лидировал — плюс один, играл черным цветом и пару раз во время партии у него был выигрыш. И, если бы победил, это была бы решающая партия всего матча, вел бы плюс два и ему было бы достаточно набрать пол очка в двух оставшихся. И нет у меня сомнений, что матч завершился бы досрочно. К несчастью для Яна, он этот важнейший момент упустил. Более того, эту партию проиграл, чего не стоило делать ни в коем случае. Даже сыграй он вничью, Дину пришлось бы очень сложно отыгрываться. А тут Лижэнь почувствовал: шансы есть.
Еще один ключевой момент случился в 14-й партии. Ян вновь играл черными и вновь переиграл грозного соперника. Тут был один, даже два шанса победить. У него очень хорошая эндшпильная техника и в другое время, в другой ситуации он бы наверняка эту партию выиграл. Но нервы были на пределе, ситуация сложнейшая для хода всего матча: выиграй одну партию, и ты — чемпион мира. Ответственность стала сильно довлеть. И Лижэнь как мог выкручивался и в итоге таки выкрутился. На самом деле удача была, безусловно, на стороне Дина.
Потом соперники перешли в быстрые шахматы, а это уже некая лотерейная часть. И тут важно не только то, что все это очень быстро, а что перед этим весь матч соперники провели в классике. Надо быстро перестраиваться, переходить на новый ритм. По себе знаю, что это исключительно сложно. И тут Ян все равно оставался фаворитом. В быстрых шахматах у него большой опыт и немалое преимущество в их предыдущем противостоянии. Однако, никаких гарантий уже никто дать не мог.
Первые две партии складывались традиционно с превосходством Яна. Причем во второй у него был очень большой перевес. Но поспешил, Дин выкрутился. Потом третья шла достаточно спокойно — ничья. А четвертая партия, где Лижэнь играл черным цветом, была очень сложной, с переменными шансами: в какой-то момент преимущество у китайского гроссмейстера, потом — у Яна. Затем положение стало ничейным, все ожидали повторения ходов, думали предстоит уже дополнительный тай-брейк. А получилось, что Лижэнь в этот момент решил рискнуть, отказался от ничьей. У обоих оставалось приблизительно по две минуты. И тут Ян дрогнул. Думаю, сказалось все это напряжение, перешло в кульминацию. Непомнящий ошибся и несколько раз. А Дин Лижэнь довел партию и матч до победы: он чемпион мира.
Ну, конечно, можно долго рассуждать на тему, что Яну не повезло. С другой стороны, все карты были у него в руках. Думаю, он винит в первую очередь самого себя. Шансы были огромные.